ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
1. Та ли это организация, которая мне нужна для реализации идей, связанных с нашим изобретением (патентом)? (так никто не спрашивает, но все так думают).
Скорее всего нет. Сегодня более 95% российских изобретателей (и псевдоизобретателей) получают патент на свое изобретение как формальное доказательство научной новизны для диссертационных, статусных и прочих, не связанных с коммерцией, целей. Если Вы рассматриваете патент только как средство украшения стены за Вашим креслом, то мы Вам (как и Вы нам) не нужны. Совсем.
Если Вы имеете качественное изобретение, хотите развить Ваш бизнес и заработать деньги на Вашей инновации, то Вы обратились туда, куда нужно.
2. Имеются ли положительные примеры коммерциализации технологий с выгодой для изобретателя?
3. Почему ни у меня, ни у моих друзей раньше ничего не получалось с коммерциализацией изобретений?
Вы сами и те, к кому Вы обращались, не являлись экспертами в этой области. Авторы, как правило, коммерциализировать свои изобретения не могут, «гений и злодейство несовместимы», исключения типа Thomas Alva Edison (изобретатель не только лампочки и пр., но и создатель General Electric) крайне редки. Тем не менее, как в педагогике и искусстве, почти каждый считает себя опытным специалистом. Патентоведы и патентные поверенные выполняют только те функции, за которые им платит заказчик - т.е., изобретатель, либо организация, в которой он работает. Ни увеличения коммерческого компонента изобретения, ни плана коммерческого использования патента (главной цели), ни других долгосрочных перспектив патентовед осуществить не может из-за отсутствия специального образования и коммерческого опыта. Юристов в области защиты патентного права в России пока единицы, но планировать и вести достаточно долгий процесс коммерциализации новой технологии - не их специальность. Коммерсанты, успешно торгующие чем-то традиционным, при попытке торговать интеллектуальной собственностью обычно терпят неудачу из-за многообразия специфичных и сложных вопросов ведения такого бизнеса. Особенно часто они теряют деньги из-за ошибочно завышенной оценки стоимости инновации, невозможности технологической реализации в полном объеме или неправильно оцененной патентоведом реальной новизны изобретения. Научные работники государственных учреждений не имеют, как правило, коммерческого опыта и не могут ни разработать, ни реализовать бизнес-план коммерциализации конкретных технологий.
Т.о., для успешного консалтинга в этой сфере надо обладать командой, возглавляемой человеком, умеющим объединить вышеперечисленных специалистов и привлечь к бизнесу коммерсантов с опытом работы в этой области. У нас есть такая команда.
4. С чего мне начать, чтобы коммерциализировать мое изобретение?
Возможно, ситуация уже безнадежна, если Вы сейчас имеете хорошо написанный «экспортно-ориентированный» российский патент. Дело в том, что большинство действительно качественных российских инноваций не имеют возможности для применения в РФ из-за технологической неадекватности нашей страны. До сих пор существует гигантская пропасть между высоким уровнем изобретений (основная причина - опережающее развитие фундаментальной науки в СССР со «следовой» реакцией в РФ, сохранившийся высокий уровень образования в некоторых областях и пр.) и низким сегодняшним технологическим статусом РФ. Но, тем не менее, типичная, из года в год повторяющаяся, абсолютно иррациональная последовательность действий нынешнего российского изобретателя: получение российского патента на изобретение - отсутствие бизнес-плана на его коммерциализацию - отсутствие инвестора или собственных средств - невозможность расширения патента по системе РСТ на другие страны - через 20-30 мес. после даты приоритета российский патент является общедоступным для его коммерческого использования во всем мире, за исключением РФ, которая как рынок сбыта высокотехнологической продукции мало для кого значима.
Т.о., правоприменительная практика патентного законодательства РФ (кстати, его уровень полностью соответствует мировым стандартам) сейчас абсолютно неэффективна из-за незнания или неумения изобретателей и их псевдосоветчиков использовать основы как российского, так и международного патентного бизнеса. Россия (как ранее СССР) – самый крупный бесплатный поставщик инновационного продукта для мирового сообщества.
Роль СССР и РФ в развитии инновационного бизнеса в мире трудно переоценить. Некоторые страны (Корея и др.) создали значительную долю своего ВВП на российских бесплатных инновациях. На наш взгляд, самый крупный спонсор последних десятилетий - отнюдь не George Soros, а Нобелевский лауреат 2002 г. академик РАН Жорес Алферов. Если бы его инновации были адекватно коммерциализированы, Россия была бы совсем другой страной, а сам он опередил бы Bill Gates по влиянию на современную историю. Можно привести много других примеров.
С другой стороны, именно испорченная патентная ситуация почти у всех российских изобретений является причиной отказа в инвестициях даже при наличии высокой рыночной актуальности инновации.
Инвестору не нужна испорченная интеллектуальная собственность - т.е. не действующий там, где нужно, патент или такой патент, на основе которого товар может делать кто угодно, лишь «перекрасив корпус в зеленый цвет». Обычные самоутешения изобретателей – «а мы напишем другой патент» мало чего стоят (некоторые еще и «крестиком вышивать умеют»), если первичный патент был действительно хорош. То, что Вы напишете в новом патенте, действительно продаваемо только тогда, когда он сильно, а не формально «перекрывает» старый патент. При этом не забывайте, что Ваш «старый» патент уже общедоступен и, если «новый» будет коммерциализирован, то инвестор будет всегда в опасности возникновения продукта - конкурента на основе старого, недействующего, патента (китайцы не дремлют). Самое заманчивое для инвестора в Вашу защищенную патентом технологию - отсутствие конкурентов при коммерциализации, т.е. возможность получения суперприбыли. И учтите, что для типичного инвестора ВСЕ РАВНО, куда вкладывать деньги - в Ваше изобретение, торговлю энергоносителями или массажный кабинет. И он их вложит туда, где …(Вы сами все понимаете).
Если Вы имеете качественный российский патент, ориентированный на российский рынок - ситуация другая (вспомните, что у нас хорошо продается в стране, какие потребительские или специализированные товары востребованы, и Вы сами поймете, где главный рынок для Вашего патента). В этом случае главным является качество написания патента («зонтичный» или нет, на актуальный товар или процесс или нет, степень технологической проработанности, т.е. можно ли уже сейчас изготовить конечный продукт с использованием Вашего изобретения и т.д.).
В типичной ситуации расширить уже имеющийся российский патент по системе РСТ невозможно, т.к. прошел максимальный срок с даты приоритета российской заявки. Так что хорошо подумайте, прежде чем подать заявку на получение патента. Как нигде в данной ситуации уместна поговорка – «семь раз отмерь - один отрежь».
5. Действительно ли патент в РФ защищает от подделок?
До осознания необходимости войти в ВТО и другие международные торговые организации в нашей стране на защиту интеллектуальной собственности не обращали внимания.
В последние годы ситуация резко меняется. К примеру, вот цитата из отчета Б.Грызлова, еще в бытность его министром ВД, за 2002 г.:
«С начала прошлого года мы обращали повышенное внимание на борьбу с контрафактом и защиту интеллектуальной собственности. Проверено более 90.000 предприятий, пресечена противоправная деятельность свыше 80.000 подпольных производств, в отношении более чем 3,5 тыс. организаторов возбуждены уголовные дела, это на 30,6% больше, чем в предыдущем периоде». Да и Президент России В.Путин ясно дает понять, что он хотел бы не нефтегазового сценария развития России, а инновационно-технологического.
Мы эффективно взаимодействуем с правоохранительными органами и сумеем оказать помощь при нарушении Ваших прав.
6. Как написать хороший (продаваемый) патент?
6.1. Первый совет, повторяемся – не торопитесь. Авторы обычно переоценивают степень остроты конкурентной ситуации. В 99% случаев никто ничего подобного Вашему патенту в ближайшее время подавать не собирается - уверяем Вас. Торопливость при отсутствии бизнес-стратегии обычно приводит к краху и патентной и бизнес-стратегии, см.подробнее п.5. Типичная опасность – в спешке написать некачественный патент.
Некачественный патент – это патент, который трудно или невозможно продать. Причин множество - неактуальность, несущественные отличия от прототипа, технологическая невоспроизводимость устройства или способа, неправильно проведенный патентный поиск и выбор прототипа, использование в качестве прототипа устройства или способа на основе действующего патента, невозможность реально контролировать использование патента (обычно - патент на способ) и очень много других причин.
99% патентов из РФ - некачественные.
6.2. Обратитесь не только к патентоведам, но и к специалистам по патентной стратегии, и но коммерциализации инновационных технологий. Скорее всего, Вам надо будет менять содержание заявки на получение патента (усиливать ее коммерческую составляющую).
7. Какова схема коммерциализации патента (технологии)?
Все детали здесь, естественно, не будут представлены. Имеется наработанная годами технология, «отшлифованы» несколько типичных вариантов.
Вкратце, основываясь только на главных элементах, в слегка упрощенном виде, с некоторым «русским акцентом», коммерциализация выглядит так:
7.1. IC-stage, т.е. стадия идентификации концепции. На этой фазе, которую часто проводит сам изобретатель, определяется принципиальная достижимость результата, а иногда и технологическая воспроизводимость результата. Если Вы делаете эту работу на свои деньги, не раскрываете существа инновации, естественно, Вы остаетесь собственником будущего или имеющегося патента. Если Вы берете деньги у потенциального инвестора - надо делиться. На этой фазе автору желательно сохранять самостоятельность, однако и на этом этапе можно подписать с инвестором протокол о намерениях, который четко обозначит предмет инновации и права на него, что защитит Вас от «кражи со взломом». Типичной ошибкой на этой фазе является проведение исследования на некачественной экспериментальной базе, например, на уникальном или не сертифицированном оборудовании. У нас научным результатам, полученным в России, верят мало из-за известных причин. И Вашим результатам могут не поверить зарубежные инвесторы. Если фаза IC успешно пройдена, то необходима
7.2. R&D stage, т.е. стадия исследований и развития. На этой фазе проводятся работы по точному определению сегмента рынка, где может быть использована инновация, определяются наиболее адекватные технологии для вывода инновации на производственный уровень и пр. Это весьма затратная фаза. Вы можете оставаться собственником инновации, а можете и привлечь профильных специалистов и инвесторов. Типичной ошибкой на этой фазе являются неправильно выбранная технология для оптимального осуществления инновации. Этой ошибки можно легко избежать, если привлечь к коммерциализации профильного (стратегического) инвестора, т.е. состоятельного специалиста или фирму, специализирующуюся в конкретной области.
7.3. ТТ-stage - трансфер технологии и СТ-stage - коммерциализация технологии. Если совсем коротко, то это процесс превращения готовой технологии в работающий бизнес. Если Вы хотите сохранить свою полную или очень большую автономию и на этой фазе, то вам придется обладать талантами Th. A. Edison.
Возможны 3 варианта: 7.3.1. Вы становитесь совладельцем компании, оплачивающим долю в акционерном капитале своим патентом 7.3.2. Вы продаете права на использование патента единовременно, т.е. переуступаете патент новому владельцу. 7.3.3. Вы продаете право на использование патента в «рассрочку», т.е. продаете лицензии.
|